Надежный фундамент и хороший потенциал – рынок страхования жизни в 2024/25 годах
Смирнов Валерий Валерьевич
Генеральный директор ООО СК «Росгосстрах Жизнь»
|
Как меняется отношение клиентов к продуктам долгосрочного страхования жизни в современных экономических условиях? Можно ли ожидать взрывного роста долевого страхования жизни уже в 2025 году?
Российский рынок страхования жизни за 2024 год продемонстрировал качественный скачок в своем развитии и в сторону клиента, и в сторону продукта. Этот год стал рекордным для всего рынка: все предварительные прогнозы оказались избыточно консервативными по сравнению с реальными результатами.
Хотелось бы выделить, в первую очередь, инвестиционно-накопительные программы, являющиеся классикой. По ним объем вырос практически в четыре раза, при этом больше половины сборов пришлось на продукты с единовременным взносом и гарантированным доходом. Однако сохранялся существенный рост и по НСЖ с регулярными взносами, самому «правильному», на наш взгляд, продукту.
Важно отметить, что на рынок оказывают влияние экономическая конъюнктура и наличие налоговой льготы, действие которой истекло в конце 2024 года. Это определило поведение и клиентов, и страховщиков. По данным Банка России, из более чем 2 триллионов рублей сборов около 790 миллиардов – это договоры со сроком не дольше года, а более половины рынка – это длинные продукты, в том числе около 720 миллиардов – со сроком 3-5 лет и 254 миллиарда – со сроком более 5 лет. И даже если убрать все короткие, не характерные для нашего рынка продукты, мы все равно увидим существенную цифру, которую в прошлом было трудно предположить. Сборы по продуктам сроком более 1 года составили почти 1,2 триллиона рублей, то есть выросли на 160% к предыдущему году (при среднем ежегодном темпе роста с 2021 года примерно 47%). Если вспомнить о запросе Банка России и Минфина на привлечение в экономику длинных денег, то в сегменте продуктов со сроком более 5 лет мы видим рост порядка 80% к 2023 году, даже несмотря на отсутствие на текущий момент налоговой льготы и всплеск интереса к коротким продуктам. Страховщики жизни в 2024 году фактически привлекли объемы длинных денег, сопоставимые с объемами всей Программы долгосрочных сбережений (ПДС).
Объем резервов порядка 2 триллионов рублей – это самая показательная цифра, иллюстрирующая то, с чем мы вошли в 2025 год, очищенная от влияния каких-то конъюнктурных эффектов. Мы, как рынок, достаточно долго стояли на предыдущем уровне, и прирост 45% в 2024 году показал высокий уровень доверия клиентов к рынку страхования жизни. Наши резервы составили 3,6% от объема депозитной базы в РФ, и по сути мы вернулись к некоему «справедливому» уровню 2020-2021 гг. Если же сравнить страхование жизни с другими инструментами сбережений, помимо депозитов (ПИФы +41, замещающие облигации +29, обычные рублевые облигации +12 и акции -5%), то наш успех очевиден.
Подтверждается тренд на рост осознанности действий наших клиентов. В январе 2025 года наша компания проводила опрос по статистической выборке жителей всех федеральных округов России. Мы выяснили, что более 70% россиян каждый месяц направляют часть своих доходов на сбережения, а 65% ставят перед собой конкретные финансовые цели. Почти 60% россиян откладывают до 10% ежемесячного дохода, а 16% опрошенных – 11-20% и более. Горизонты планирования существенно увеличились: 39% ставят перед собой долгосрочные ориентиры, в том числе 17% – на срок более 10 лет. То есть почти 40% населения ориентированы именно на то, в чем заключается фокус внимания продуктов страхования жизни.
Что касается прогнозов на 2025 год, то для рынка было бы хорошим результатом удержать тот объем, который был достигнут в 2024 году, и для этого есть все основания. В структуре влияющих на это факторов я отмечу, что, хотя рост коротких продуктов в 2024 году и был значительным, но он поступательный: с 1,5% – в 2021 году, 16% – в 2022, 20% – 2023 и до 40% в 2024.
Ожидается также общий прирост депозитной базы, с частью которой мы фактически работаем. Кроме того, начнут действовать новые предпринимаемые страховщиками жизни меры для развития рынка.
Мы, как компания, в 2024 году тоже получили рекордные сборы, хотя и осознанно не предлагали клиентам короткие продукты, в отличие от многих страховщиков, и продолжили идти по ранее намеченному курсу: наращивать долгосрочные сбережения. Мы дифференцировали себя с депозитами, дополняя своими программами инвестиционные портфели клиентов и фокусируясь, например, на инструментах, привязанных к ключевой ставке и учитывающих потенциальный рост рынка. Они будут востребованы и в 2025 году.
Что касается долевого страхования жизни, то я буду более сдержан в прогнозах. Страховщикам с регулятором и Минфином нужно сделать последний и решающий шаг, чтобы этот продукт стал действительно востребованным и привлекательным. Поэтому 2025 год станет скорее пробным периодом – и для нас, и для рынка, и для регулятора, и для клиента. А годом ДСЖ станет, с моей точки зрения, 2026-й.
Мы также поддерживаем разработку нового семейного инструмента сбережений. На наш взгляд, он должен быть достаточно ликвидным, то есть без выкупных сумм при выплатах по критичным непредвиденным событиям. Но важно обязательно предусмотреть, чтобы льготы предоставлялись только в случае увеличения сроков сбережений. При этом срок инструментов в инвестиционном портфеле должен существенно превышать привычные сберегательные продукты (депозиты и накопительные счета).
Эти два тезиса противоречат друг другу, когда мы говорим о каком-либо финансовом решении, кроме страхования жизни. Так как выплаты по непредвиденным событиям обеспечиваются страхованием и не приводят к сокращению сроков основных сбережений семьи.
Семейный продукт также должен позволять разным членам семьи делать взносы в пользу единой цели. Например, накопления на обучение ребенка. Бабушки, дедушки, мамы, папы, дяди, тети – все могут сделать на день рождения свой вклад в успешное будущее ребенка.
Кроме того, продукт должен защищать от мошенничества, которого так много в последнее время. Например, если он будет оформлен в пользу старшего поколения или ребенка и предполагает рентные выплаты на обеспечение ежемесячных потребностей, то они не смогут снять эти средства сразу и отдать их мошенникам.
Новым стимулом для страховщиков жизни может стать включение их в привлечение средств в программу долгосрочных сбережений (ПДС), так как они исторически умеют покрывать похожие риски в сочетании с привлекательной доходностью. Кроме того, весь рынок ждет решение по возвращению налоговой льготы для договоров страхования жизни, что поможет продолжить рост и планомерное развитие.